Директор Центра индустрии образования Сбербанка Наталья Журавлёва выступила в панельной сессии «Развитие образования и подготовка кадров в условиях цифровой трансформации» на первом международном ИТ-форуме «Россия — Африка: цифровые технологии как драйвер государственного развития и международного сотрудничества», организованном Минцифры России и ФКУ «ГосТех».
В рамках живой дискуссии обсуждались необходимость подготовки квалифицированных специалистов с цифровыми компетенциями и опыт внедрения программ подготовки в университетах Африки. Например, в Зимбабве реализуется значительное количество ИТ-проектов, среди которых «Мой цифровой рюкзак» и студенческие ИКТ-клубы. Цифровая трансформация не имеет территориальных границ, поэтому важно обмениваться опытом для стабильного развития и своевременного реагирования на вызовы времени.
Эксперты пришли к выводу, что фундамент успешной интеграции в цифровую экономику закладывается ещё в детстве: важно учить детей не только школьной программе, но и востребованным мягким навыкам и цифровым компетенциям. Гибкие образовательные программы дают возможность переквалификации в связи с цифровой трансформацией экономики. У Центра индустрии образования Сбера есть решения, которые уже внедрены и доступны для масштабирования в интересах других стран. Именно развитие образования и подготовка кадров — одна из приоритетных задач для государств, образовательных учреждений и бизнес-сообществ.
Наталья Журавлёва, директор Центра индустрии образования Сбербанка:
Одна из ключевых задач образования — поощрять новые открытия и мотивировать людей ежедневно развивать свои навыки. Цифровые платформы позволяют повысить доступность образования и взращивать талантливых и востребованных специалистов. Центр индустрии образования Сбера реализует проекты в различных форматах: бесплатная школа программирования — «Школа 21», где обучаются ИТ-специалисты по методологии «равный — равному» (peer-to-peer); образовательная платформа Edutoria с менторской поддержкой, которая позволяет повышать уровень профессионального развития; СберКласс для дополнительного образования детей. Мы открыты к сотрудничеству, готовы оказывать поддержку нашим партнёрам, делиться опытом, технологиями, адаптировать образовательные решения под потребности компаний и регионов.
Деннис Мукерачиро, директор программ высшего образования Министерства высшего образования, инноваций, науки и развития технологий Республики Зимбабве:
Как страна мы стремимся к прогрессу, стараемся перейти на новый уровень. Мы рады возможности перенять опыт развития технологий в России. Новые навыки и компетенции, которым мы учим наших студентов, помогают им готовиться к миру будущего. Это ещё одна область, где Зимбабве и Россия могли бы активно сотрудничать. Но, помимо вызовов, есть и целый ряд возможностей: мы можем говорить и об инфраструктуре, о сотрудничестве в ИТ, программном обеспечении, инженерии, сельском хозяйстве, а также в других областях образования. В рамках образовательной программы «Наследие 5.0» мы запустили инновационные хабы, где студенты сначала изучают теорию, а затем могут практиковаться. Выпускники наших образовательных учреждений ориентированы на инновации. Эта программа помогает нашим студентам осваивать не только традиционные, но и мягкие навыки, а значит, повышает их потенциал. В партнёрстве с нашими российскими коллегами мы сможем вывести программу на новый уровень и нарастить потенциал посредством программ обмена.
Альберт Чаванда, проректор Маникаландского университета прикладных наук Республики Зимбабве:
Индустрия 4.0 — это серьёзные изменения традиционных рынков и форм работы, которые позволяют людям больше учитывать свои цифровые возможности в обучении и карьере. Это большой вызов для тех, кто сейчас получает образование. Цифровая трансформация высшего образования обязательна для лидеров, которые готовы внедрять технологические инициативы без оглядки на внешние факторы — будь то пандемии или природные катастрофы. Такая трансформация требует запроса на развитие баз данных и центров обработки, что станет шагом вперёд к цифровой трансформации во всех областях академического образования. Цифровые услуги должны не только быть более прибыльными, эффективными с точки зрения создания бесшовных смарт-решений, но и стать якорным решением для образования. Было ценно узнать про опыт России в развитии цифровых платформ, который мы можем учесть у себя.
>В дискуссии приняли участие начальник Управления цифрового развития Липецкой области Станислав Корниенко, директор «Школы 21» Александр Федяков, директор Института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова, директор программ высшего образования Министерства высшего образования, инноваций, науки и развития технологий Республики Зимбабве Деннис Мукерачиро, а также другие представители российского бизнес-сообщества и вузов.